В тюркских верованиях богиня Умай спускается на землю, опираясь на две березки. У сибирских тюрков сохранилось представление о березе как кормилице и защитнице. В ряде тюркских эпосов, оставленного в лесу младенца своим соком-молоком питает береза (алтайские эпосы «Маадай-Кара» и «Кан-Пюдей»). До сих пор в мировоззрении алтайцев живет образ березы-матери (каин-энэ). У казахов этот сюжет забыт, но его отголосок сохранился в названии кюя «Қайыңсауған» («Доение березы») композитора ХVШ века Байжигита [5].
Символический образ березы участвует в шаманских ритуалах не только тюрков, но и других народов. Береза символизировала Космическое Древо, соединяющее Небо и Землю. Также она являлась проводником высших сил, забирая у человека негативную энергию, избавляя от болезней и горя. Исцеляющая энергетика березы известна многим народам мира: священное дерево германских богов, народов Северной Европы, в России – это символ чистоты, весны и девичества. Славяне приписывали березе способность изгонять злых духов, поэтому ведьм секли березовыми розгами во время ритуалов изгнания беса. Это дерево старались не ломать, чтобы не навлечь гнев потусторонних сил; к нему ходили, стараясь заручиться помощью и попросить защиты от беды.
Еще в ХI веке Махмуд Кашгари обратил внимание на сходство слов, означающих березу на казахском языке (аққайын – белая береза) и родственников по линии жены — қайың жұрт. Энергетика березы имеет ярко выраженную «женскую» природу, казахи ей приписывали функции оберега и священного женского начала, она умеет «настраиваться» на человека, освободить от больной, тяжелой энергии.Казахи из березы изготавливали центральный шест (бақан) для юрты — символа Мирового Столпа. Для алтайцев «береза как создание верхнего божества участвует в обрядах жизненного цикла; она как бы сопровождает человека всю его жизнь от младенчества до старости. Без нее не совершаются обрядовые праздники, такие как «праздник в честь колыбели» (кабайдын байрамы), изготовленной новорожденному из березы, «праздник в честь жилища новобрачных» (айылтудуштын байрамы), у входа которого устанавливается береза, называемая кыйралучакы, что дословно означает «столб с ритуальными лентами», а в дымоходе – ветви березы как символ создания семьи, свадьба (той) как «праздник невесты», занавес которой привязан к березам» [8, c.147].